Эксперты о новом составе Правительства РФ: «Это маленькая победа Татарстана»Политика    22 января 2020, 14:54
Накануне поздно вечером страна узнала новый состав Правительства Российской Федерации. После перезагрузки под руководством нового Премьера РФ Михаила Мишустина Кабинет Министров приобрёл новые очертания. Портал «Вверх» опросил экспертов и политиков на предмет их ожиданий от членов нового Правительства и значении этих изменений для Татарстана. В частности, выходец из республики Марат Хуснуллин получил пост вице-премьера. А новый глава Минспорта Олег Матыцин, президент Международной федерации студенческого спорта, принимал активное участие в организации Всемирной универсиады 2013 года в Казани. Ирек Зиннуров, депутат Госдумы от РТ, призёр Олимпийских игрО смене Правительства все думали ещё во время выборов Президента Российской Федерации. И когда этого не произошло, все, конечно, были немного разочарованы. Сейчас произошло Послание Владимира Владимировича Федеральному Собранию. И многие уже, может быть, даже забыли в какой-то момент о смене Правительства, но это произошло. Председателем Правительства стал Мишустин – человек, который знает Татарстан, не раз был тут. Он, как мне кажется, благосклонно относится к Татарстану. В Правительство попал выходец из Татарстана Марат Хуснуллин. Это, наверное, одно из доказательств того, что Мишустин хорошо относится к республике. Это, можно сказать, маленькая победа Татарстана. То, что по линии спорта министром стал Матыцин – это очень хороший вариант. Он начинал работу как ректор спортивного вуза (Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма). Сейчас он возглавляет ФИСУ. Честно сказать, когда мы узнали о кандидатуре Матыцина на должность министра спорта, я беспокоился за то, что он возглавляет важное для России международное направление. И я думал, он не будет министром. Но оказывается, когда он стал министром, он сказал, что собирается оставаться и на посту главы ФИСУ. Мы и там человека не потеряли, и у нас нашли профессионала. Это довольно хороший вариант. Вице-премьер Чернышенко и Матыцин – люди, которые знают Казань и знают, как Татарстан может помочь в развитии России. По большому счёту, в Правительстве поменялся весь социальный блок. Наверное, потому что много вопросов было по каждому из этих направлений в последнее время. В целом, нужно время, чтобы человек втянулся в работу. И если ставить людей на такие должности, делать это следует надолго. Андрей Большаков, политолог, профессор КФУНеожиданным стал тот факт, что во время Послания Президента РФ второй основной тематикой наряду с социальными льготами и выплатами, особенно семьям с детьми, что шло на первом плане, прозвучала политическая реформа. Причём, она сейчас поставлена во главу угла так, что все практически все СМИ освещают федеральную повестку дня, зациклены на политических событиях, а региональные новости на какой-то период стали не интересны. Отставка Правительства стала неожиданностью. Будут эксперты-аналитики, которые станут говорить, что предвидели такое развитие событий два года назад, но мне представляется, что, если быть честным, никто этого не предвидел. И все ждали этих процессов в 2024 году, что Путин начнёт реформирование политической системы именно тогда. И вдруг начало 2020 года… Это означает, что власти решили не ждать. Посмотрите, с какой быстротой вносятся поправки в Конституцию РФ. Это означает, что они были готовы, не были известны широкому кругу и держались в тайне. Поступила такая информация, что даже некоторые члены Правительства Медведева не знали, что оно уйдёт в отставку в день Послания Президента РФ. Если это верно, то, действительно, очень узкий круг лиц обладал знаниями о том, какие реформы предстоят. С 15 января было очень много предположений. Где-то мне показалось, что это было гадание на кофейной гуще по поводу того, кто станет министрами. А Председателя Правительства-то очень быстро определили, тут не удалось поугадывать. Большинство экспертов предполагали, что останутся популярные министры – Лавров, Шойгу. Так и произошло. По данным социсследований, рейтинг именно этих министров уступает по рейтингу личной популярности только путинскому. По поводу кандидатуры Мишустина аналитики и эксперты не угадали. Касаясь фигуры самого Председателя Правительства РФ, позиционируют его как успешного и эффективного менеджера по заслугам, связанным со сбором налогов. Но есть существенный вопрос - будет ли он большим политическим игроком. Этого пока не видно. Наверное, можно будет судить об этом, по крайней мере, по итогам 100 дней премьерства – ведёт ли человек собственную политику, изменилась ли она по отношению к политике Правительства Медведева. Пока он выглядит как технический Премьер, менеджер. Он как механик, перед которым механизм, который нужно заставить работать. Но это не страшно. Правительственные чиновники, в том числе, министры – представители исполнительной власти, и они должны, в основном, проводить политический курс, сформулированный Президентом перед палатами парламента. Это соответствует как духу существующей у нас Конституции, так и основному закону, если внести предлагаемые поправки. Вряд ли кто-то будет говорить, что этот процесс затянется, потому что они уже внесены в Госдуму. Я посмотрел сам текст и там прямо чётко, по положениям Послания, вносятся изменения. Некоторые из них существенные. В частности, положения, говорящие о том, что Россия – суверенная держава и национальное право первично по отношению к международному. Все заявленные изменения в функциях и полномочиях органов власти тоже вводятся. Были явные перехлёсты в аналитике – все говорили, что Госсовет будет органом, стоящим над Правительством, но сейчас мы этого не видим. У него предполагаются достаточно скромные полномочия, это орган исполнительной власти, в котором учитывается мнение субъектов федерации. Это важно. Мы с вами живём в Татарстане, и есть ещё 84 субъекта. Соответственно он будет координировать эту деятельность. Но каких-то сверхфункций у Госсовета мы не видим, как предполагали некоторые аналитики, говорящие, что он вообще будет стоять над политической системой. Нет, этот орган просто вписывается в существующую политическую систему. На сегодняшний момент из того, что известно, говорить, что он превалирует по своим функциям над другими органами, просто не приходится. То, что делал Госсовет реально, сейчас просто вносится в Конституцию. Новое Правительство позиционируется как правительство развития, отсюда будут ставиться и стратегические, и тактические подвижки. С другой стороны, изменения значительные. Учитывая, что я работаю в Казанском федеральном университете, мне интересны передвижки в сфере образования. В 2018 году произошло разделение и появилось два министерства – просвещения, а также науки и высшего образования. И там, и там мы видим новых людей. По аналогии произошло и в здравоохранении - те люди, которые возглавляли контрольные органы в этой же системе, стали министрами. Видимо, это специальный принцип, положенный в формировании. Так, руководитель Рособрнадзора Кравцов стал руководить министерством просвещения. То же самое произошло и в Министерстве здравоохранения. Для нас будет очень интересна фигура Фалькова - министра науки и высшего образования. Интересно, что он гуманитарий, юрист, у него есть кандидатская степень. Для должности министра образования он достаточно молодой человек – 78-го года рождения. До него министры были постарше или не имели отношения к системе образования. Интересно, какую политику предложит Фальков, учитывая, что он был ректором Тюменского госуниверситета. Посмотрим, сможет ли этот человек на посту министра предложить какие-то новации, чтобы их поддержали другие университеты, и сможет ли он проводить какую-то новую политику. Здесь изменения наиболее впечатляющие. Если говорить о перестановках применительно к Татарстану, здесь я бы фактор национальности не ставил на первый план. Хотя я считаю совершенно оправданным, когда в Правительстве Российской Федерации, есть, например, этнические татары. И тот же Хуснуллин их олицетворяет. Наверное, будет неплохо, если не один татарин будет занимать большие должности. Но вопрос в функциях человека, а не в его национальной принадлежности. С точки зрения того, насколько Татарстану будет неплохо в новой создавшейся обстановке, я думаю, это зависит от переговоров местного руководства с федеральным центром. Все мы видели публичное заявление Президента республики Рустама Минниханова, который сказал, что у него нет претензий к федеральному Правительству. Соответственно, я уверен, что будет налажена деятельность и с нынешним составом министров по всем отраслям. Наверное, в любом составе Правительства были люди, которые наиболее расположены к Татарстану, которых мы привыкли видеть на территории республики, открывающих различные мероприятия. Например, ушёл Мутко, на которого всегда делалась ставка в этом плане. Он открывал в Татарстане целый ряд спортивных объектов и мероприятий федерального значения. Сейчас появились другие люди. Очень большой рост произошёл у господина Хуснуллина. Меня поразил факт, что он планировал построить в Москве 60 станций метро. Человек не только не потерялся в Москве, но был одним из основных вице-премьеров московского правительства. Так что я убеждён, что найдётся, кому лоббировать интересы Татарстана, с кем нам взаимодействовать. Очень важно, что в спортивной сфере появился человек, который руководил универсиадским движением (Олег Матыцин, новый глава Минспорта РФ – прим. ред.). Потому что про Минспорта была совершенно разная информация, вплоть до того, что оно будет удалено из структуры Правительства. Но, как видим, этого не случилось. Для Татарстана, который нацелен на ряд международных событий и соревнований, это здорово. Единственное – тут международный фактор играет намного большую роль, чем фактор внутренний. Мы знаем, что нам пытаются запретить проведение крупных международных соревнований. Я думаю, что теперь будет вставать вопрос, как будет взаимодействовать местный Минспорта с федеральным. Политика будет направлена на то, чтобы оставить за Россией и, в частности, за Казанью, право проведения крупных соревнований, чтобы санкции в спортивном мире не повлияли на проведении того же «водного» чемпионата мира. В целом, изменения значительные для нашего Правительства, тем более что шесть лет оно работало с достаточно небольшими изменениями. Здесь есть связка. Общество прореагировало даже не на политическую реформу во время послания – большинство обратило внимание именно на социальные льготы. Значит, этого людям не хватает, это люди ставят во главу угла. Это жизнь реальная и повседневная каждого человека, связанная с воспитанием детей. Многим людям просто элементарно не хватает денег. Чтобы провести все социальные преобразования, необходим политический инструмент. И этим политическим инструментом избрано Правительство. Дальше последуют шаги не менее крупные, но на них будет обращать внимание уже не всё общество, потому что речь будет идти об изменениях в системе Конституционного суда, деятельности функций разных органов и т.д. Январь 2020 года запомнится тем, что политическая реформа началась. Но уверяю вас, она будет и дальше продолжена. Леонид Толчинский, директор Высшей школы журналистики КФУ, телеведущийКонечно, можно оценивать изменения с точки зрения расстановки сил: какие группы влияния усиливаются, а какие ослабляются, каким становится баланс сил. Можно оценивать и перспективы Медведева в связи с последними событиями: отводят его от удара в рамках не самых популярных и простых мер или, наоборот, выводят из большого транзита власти. Но можно посмотреть и с другой стороны: когда компьютер, даже самый хороший, долго работает, например, вы не выключаете его несколько дней подряд, - он начинает зависать и требует естественной перезагрузки. И не потому, что он сломался, а просто потому, что он подустал и некоторые операции выполняет медленнее. И в этом смысле любая перезагрузка, тем более, живого организма, в данном случае Правительства РФ, всегда полезна. Она меняет динамику. Перезагрузка, тем более, что сменилось первое лицо в Правительстве и вместе с ним аппарат, который осуществляет многие внутриправительственные процессы, всегда полезна. В этом смысле действия Президента, который ставит новые задачи не только в связи с изменениями в Конституции РФ, но и в связи с экономической ситуацией в стране, особенно социальной ситуацией, понятны, перезагрузка нужна. Как бы эффективно или не столь эффективно как бы нам хотелось новое Правительство ни справлялось со своими делами, динамика все равно будет лучше. Тем более, что сменились практически все вице-премьеры – а это кураторы больших блоков работы. Условно говоря, материнские платы обновились, если возвращаться к компьютерному языку. Это уже хорошо. Сменился весь социальный блок, где было серьёзное зависание. Экономический блок более консервативный, поэтому там изменения идут чуть аккуратнее, как и в силовом блоке. Хотя в силовом блоке еще не все изменения завершены. Мне кажется, что самое интересное еще впереди. Не все понятно с силовым блоком. Еще не все ясно с судами, например, с Конституционным судом РФ. Изменения в Конституции ведут за собой изменение статуса Конституционного суда. Мы знаем, что короля делает свита. Поэтому очень много интересного предстоит узнать, когда по представлению министров Премьер начнет назначать их замов. Кто будут эти люди, которые непосредственно исполняют стратегические решения министров и Правительства? Кто возглавит федеральные агентства, надзорные органы? Когда вся конфигурация встанет на места, а скорости, как мы видим, огромные, станет всё ясно. Президент начал послание как раз с ухудшающейся социальной ситуацией в стране. Она реально не самая хорошая. И многие вещи, которые крайне тревожные, и о которых, как я думаю, Президент РФ хорошо знает, не прозвучали в послании. Все его призывы о том, что нельзя медлить, надо немедленно начинать, оставались не всегда услышанными. Так что человек взял инициативу в свои руки, сам задал ускорение. Раскачиваться уже точно некогда. Ну, куда ещё качаться и выжидать? Зато задан тон всему году. Если тон будет задан неверно, или если возвращаться к компьютеру, он зависнет, то мы ещё полгода прождём, когда он отвиснет и раскачается на выполнение следующей операции. Тогда, считайте, ещё год пропал, а там уже 2021-й, когда предстоят большие политические события. Недовольство населения имеет место быть. Так что нужно было перезагрузить и не тянуть. Совсем не всё так, как декларировалось. И часто не из злого умысла, но нередко исполнители, которым давались те или иные поручения, либо выдохлись, либо не в состоянии, есть же потолок компетентности у людей. А задачи ставятся всё более сложными. Значит, этот потолок надо поднять за счёт других людей. С моей точки зрения, после формирования нового состава Правительства РФ, усилились собянинские товарищи. А Татарстану новые члены Кабинета Министров знакомы практически все. И Премьер-министр, и отдельные вице-премьеры. Там очень много людей, имеющих в своем бэкграунде работу в Москве, с Москвой и в Тюмени. Но мы же видим на примере Москвы, что многие вещи там динамично и очень эффективно реализованы. Теперь этим людям предоставляется шанс свои таланты поднять на федеральные площадки и распространить по другим регионам. Это хорошо. То, что для Татарстана будет хорошо в том контексте, что эти люди знают республику, знают её руководителя, курс, - это тоже хорошо. Не будет долгих объяснений, что мы делаем, и не будет долгих сомнений в том, что мы можем сделать, когда Татарстан на что-то претендует. Знаком ли я лично с некоторыми членами Правительства РФ? Все мы знаем Марата Хуснуллина во времена его работы в Минстрое Татарстана. Мы довольно придирчиво смотрели на то, что он делает в Москве. И в общем-то завидовали. Потому что в Москве многое делается в плане строительного комплекса просто шикарно – это моя позиция. Я с ним и знаком, и внимательно слежу за тем, что он делает. Олег Матыцин может привнести оживление в процессы, связанные со студенческим, молодёжным спортом. Мы хорошо знаем Кравцова. Помните, ЕГЭ начинались с бесконечных скандалов, жалоб, уголовных дел? Во всех этих процессах довольно тихо, без особой истерики определённый порядок наведён, какая-то стратегия развития контроля знаний учащихся определена и реализуется. Должность у него была практически расстрельная, но человек он был очень эффективный в своей работе. Чернышенко – с одной стороны, это Олимпиада, с другой – наш коллега, медийщик, потому что «Газпром-медиа Холдинг» - это огромный и очень популярный медийный актив, у нового вице-премьера есть серьёзный опыт управления такой системой в не самой простое для медиа время. Мишустин как налоговик всегда плотно работал с Татарстаном, потому что здесь эту сферу, связанную с финансовым блоком, патронирует лично Президент. Но немного местечково рассуждать, как все будет здорово сейчас для нашей республики. Хорошо бы, чтобы для России с её 85 субъектами все было «зашибись». Слишком большая разница пошла не только в социальном положении людей, но и слишком большая региональная разница, что очень опасно для страны. Настолько некоторые регионы уже отстали, даже некоторые наши соседи просто в ужасном состоянии находятся, хотя вроде бы рядом Татарстан, который находится в совсем другом положении. А мы в свою очередь смотрим на Москву и восхищаемся. Но всё это немножко неправильно. Это вредит федерализму, патриотизму. Поэтому присутствие в Правительстве людей, имеющих большой региональный опыт, подвигает к тому, что Правительство, зная изнутри региональную повестку, будет ей более детально заниматься, что тоже очень хорошо. Борис Менделевич, депутат Госдумы от РТ, профессор, доктор медицинских наукНа мой взгляд, в сфере здравоохранения произошли достаточно значимые изменения. В частности, Росздравнадзор и ФМБА перешли в прямое подчинение главы Правительства. Считаю, что разделения управленческих и контрольно-надзорных функций должно привести к повышению качества оказания медицинских услуг. Вместе с тем есть и кадровые перестановки. В частности, Вероника Игоревна - управленец, который более 12 лет работал в руководстве Минздрава, сейчас будет курировать Росздравнадзор. А прежний глава Росздравнадзора Михаил Альбертович - профессионал, прошедший путь от врача до федерального руководителя, возглавил Минздрав. Думаю, правильным, что такой опыт и знания должны работать на решения грандиозных задач, которые стоят перед отечественной медициной. Марат Бариев, депутат Госдумы от РТИзменений в Правительстве ждали уже давно, поэтому в целом общество воспримет это позитивно. Были уже и одиозные личности, по направлениям деятельности которых было очень много вопросов и у населения, и у руководства, и у депутатов Государственной думы. В прошлом году мы даже останавливали некоторых министров во время Правительственного часа и снимали с трибуны, потому что не то они говорили, не то, что хотят услышать депутаты и население, совсем уводили в сторону. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|