Объективности ради, или как изменения в ЕГЭ влияют на его качество

Общество    09 апреля 2019, 09:17
Фото: "Инглиш Форсаж"
Фото: "Инглиш Форсаж"
Апрель – месяц весенней капели, подснежников и начала активной стадии подготовки выпускников школ к государственной итоговой аттестации

Официально никакой активной стадии, конечно, нет, но именно в апреле в школах проходят пробные экзамены на полном серьезе (с металлорамкой на входе и учителями-организаторами в аудиториях), а дети сдают необязательные предметы, которые они уже не в силах поменять.

Даже самые бесшабашные троечники начинают задумываться о последствиях своего провала на экзамене. Наконец, в апреле чиновники особенно активно рапортуют о том, что ГИА (общая аббревиатура для ОГЭ и ЕГЭ) стала еще более объективной, а ее задания творческими.

Не будем верить им на слово, а вместо этого посмотрим на нововведения, произошедшие в экзамене за последние год-два, глазами рядового учителя.

Ответили на критику

Критики ГИА много говорили о том, что формат тестирования не позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся. Ответить правильно можно «на шару» или путем долгой зубрежки учебного материала, что нормально для какого-нибудь кадимистского медресе, но дико смотрится в 21 веке. В министерстве образования РФ нашлись что ответить на критику и придумали для некоторых предметов практическую часть.

Например, на экзамене по иностранному языку появился этап говорения. По инструкции это выглядит так: ребенок, выполнив тестовую часть, в сопровождении внеаудиторного организатора переходит в аудиторию ожидания. Там ребенок ждет, когда аудитория набьется под завязку (6 человек), после чего его вместе с другими детьми организатор аудитории ожидания переводит в аудиторию говорения.

В аудитории говорения ребенок должен прослушать текст и устно ответить на вопросы к нему, проговорив их в микрофон. Отдельная аудитория для практической части предусмотрена также на экзамене по информатике, но там дети решают на компьютере задачки. По физике экзамен проходит проще – комплекты учебного оборудования (грузики, пружины, батарейки и так далее) детям раздают по мере выполнения теоретической части без смены аудитории.

Система «лажает»

Уже из того что было сказано выше, понятно насколько усложнился экзамен. А ведь общеизвестно, что чем сложнее система, тем легче в ней происходят сбои. Рассмотрим несколько ситуаций, реально происходивших на экзамене. Девочка, лучше многих своих сверстников знающая английский, быстро справилась с теоретической частью и перешла в аудиторию ожидания. Там она сначала из-за медлительности других учащихся, потом по причине поломки сразу нескольких компьютеров, просидела почти 3 часа (!). Разумеется, разнервничалась и сдала экзамен только на «четверку».

Другая девочка, лично мне незнакомая, попала в аудиторию говорения достаточно быстро. Одела наушники и на этапе тестирования системы поняла, что в них еле-еле слышит запись задания. Технический специалист, хоть и с задержкой, но находит новые наушники. Запись в них слышно хорошо, но вот то, что говорит, девочка – слабо. «Проговаривай ответ громче», - советует ей технический специалист. Девочка так и сделала и в итоге создала проблемы другим учащимся, которые в наушники слышали не только себя, но и ее.

На экзамене по информатике у мальчика полетели шрифты на компьютере. Вместо текста заданий высвечивался набор непонятных символов. И ведь он уже зашел в систему.

По идее ему нужно было назначить пересдачу, а набранные в теоретической части экзамена баллы аннулировать. Вопрос, со слов других учителей, решался на уровне республиканского минобра. В итоге мальчику поменяли компьютер, а начальник штаба пункта приема экзамена (ППЭ) писала объяснительную на предмет того, почему это понадобилось.

После экзамена по физике дети жалуются на неудовлетворительное состояние оборудования: клеммы отходили, пружину была растянутой, батарейку разряженной дали… Волнуются дети, не меньше их страдают учителя, ведь если ребенок подаст жалобу на процедуру проведения экзамена им не поздоровиться.

Быль о неоплаченном времени

Тема ответственности педагогов на экзамене заслуживает отдельного разговора. Хотя бы потому, что на них держится вся система ГИА. Они и организаторы, и технические специалисты, и начальники штабов, и помощники начальников штабов… И при этом за свой труд в Татарстане не получают ни копейки.

«Так ведь экзамен проходит в рабочее время», - возражают в роно. Во-первых, не для всех (начальники штабов и их помощники в дни проведения экзамена едва ли не ночуют в школе) и не всегда. Во-вторых, экзамен направлен на проверку качества работы учителей и, следовательно, их вообще не должно быть на нем. В-третьих, соответствующих обязанностей нет в должностной инструкции учителей, а любая работа, выходящая за рамки этого документа, должна оплачиваться отдельно. Как это, например, делается в Москве, где педагоги умеют постоять за себя.

Вознаграждения ноль, а вот ответственности… С моей знакомой несколько лет назад произошла неприятная история. Девочка пришла в аудиторию за пять минут до начала экзамена. В рассадке на аудиторию она не значилась, но начальник штаба распорядился девочку посадить. Позже выяснилось, что девочка значилась в рассадке на другую аудиторию. Проверяющий от министерства образования России накатал жалобу на педагога. Ее вызвали в республиканский минобр и «обрадовали» штрафом в 40 тысяч рублей. Знакомая платить отказалась, министерство подало на нее в суд, который высказался в том духе, что в случившемся никто не виноват. По идее, знакомая имела все основания требовать от министерства компенсацию за моральный вред.

Счастье – это…

Платить педагогам за дополнительный труд для чиновников моветон. А частично скидывать на них материально-техническую базу экзамена – в порядке вещей. Если где-то проходит экзамен, оборудование для него свозят со всех близлежащих школ, а то, чего не хватает, или плохо работает, просят донести учителей. Доносят оборудование для опытов по физике, орфографические словари по русскому языку, наушники и даже ноутбуки.

Но что-то все равно не донести.

Так, если ли в школе нет лингафонного кабинета (вы много знаете школ, где он есть?!), он в ней по мановению волшебной палочки и не появится.

На этом фоне планы по введению устной части по истории, а экзамен по этому предмету с 2020 года станет обязательным, звучат абсурдно. Надо сначала создать материально-техническую базу, и только потом экспериментировать с формами.

Наконец, что такое практическая часть любого экзамена как не признание ущербности ГИА?! У нас теперь и не тестирование в чистом виде, и не классический экзамен, а что-то среднее. И я лично не знаю, под каким углом нужно смотреть на это среднее, чтобы увидеть в нем соответствие с новыми стандартами обучения. Кто не знает, со следующего года ГИА будут проходить дети, которые с первого класса «шли по ФГОС». Их учили работать в группах, выстраивать метапредметные связи, критически мыслить... Как это все проверить в формате тестирования?!

Каждый год выпускники задают мне один и тот же вопрос: «А вы как ЕГЭ сдали?» Я отвечаю, что, когда я учился в школе, ЕГЭ не было. «Счастливый вы человек, Илья Александрович», - вздыхают выпускники.

Илья Фалин



Вернуться назад






Новости рубрики

14.10.2019 «Мы должны решать проблемы инвалидов, а не политику делать» После казанского митинга с просьбой отставки главы ФСС по РТ для родителей детей-инвалидов был организован «круглый стол»
11.10.2019 В Татарстане проверили, как работают мобильные поликлиники Четыре комплекса «Мобильная поликлиника» курсируют по отдалённым районам республики.
11.10.2019 «Нет правильных решений этнических проблем. Есть правильный баланс, который не знают, как найти» Алексей Венедиктов рассказал, почему решил поставить выборный эксперимент в Татарстане.


Новости

14 октября, 14:44 Казанский лицеист Ильдар Гайнуллин завоевал «золото» Международной олимпиады Romanian Master of Informatics Ещё одну медаль - бронзового номинала - выиграл ученик Лицея им. Н.И.Лобачевского Азат Исмагилов.

14 октября, 10:35 Дорожные службы Казани переходят на зимний режим работы К работе в зимних условиях готово 90% техники, остальная оставлена для летнего содержания дорог

 

14 октября, 09:37 ВИА «ВОЛГА-ВОЛГА» открыл в Казани студию Двери студии будут открыты для всех музыкальных и творческих коллективов

11 октября, 17:11 Ольга Баталина: Предложение Минтруда о новых правилах выплаты пособий по уходу за ребёнком создаст проблемы родителям По мнению первого заместителя секретаря генсовета «Единой России», правила получения пособия по уходу за ребенком должны защищать интересы родителей...

11 октября, 16:33 Школьников Татарстана начнут обучать финансовой грамотности по учебным пособиям Минфина России В Татарстан поступило 550 тысяч учебно-методических комплектов для школьников 4-11 классов и их родителей

11 октября, 15:23 Новая песня ВИА «Волга-Волга» вошла в ротацию федеральных радиостанций Песня «Поручни любви» была создана в соавторстве с известным российским продюсером и поэтом Михаилом Гуцериевым и композиторам Сергеем Ревтовым

11 октября, 14:52 Казанцы выберут имя поезду, курсирующему между аэропортом и городом На выбор казанцам предложено три имени: Батыр, Зилант и Тулпар.

10 октября, 16:26 В Татарстане активисты очистили берег Камского моря от мусора Школьники и студенты стали участниками акции в рамках проекта «Единой России» «Чистая страна»

10 октября, 15:56 Площадки Молодёжного парка оснастят оборудованием для занятий уличными видами спорта Сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов посетил Кремлёвскую набережную. У молодёжи и рыбаков появятся свои зоны отдыха.

10 октября, 13:30 Минтимер Шаймиев попал в тройку лидеров рейтинга самых упоминаемых политиков прошлого Рейтинг составлен фондом «Петербургская политика» по количеству упоминаний в федеральных и региональных СМИ знаковых политиков периода с конца 80-тых до 2012 года.



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх