Брендовый фестиваль оркестра La Primavera открылся мировой премьерой в Казани

Общество    07 февраля 2019, 10:08
Фото: Василий Иванов
Фото: Василий Иванов
Два выдающихся скрипача современности – Александр Тростянский и Михаил Цинман – с программой «Дуэт интеллектуалов от скрипки» открыли программу VII Международного фестиваля L'arte del arco, брендового музыкального форума казанского камерного оркестра La Primavera под управлением Рустема Абязова

Впервые встав в дуэт в Казани, музыканты представили мировую премьеру концерта современного российского композитора Никиты Сухих для двух скрипок и струнного оркестра «Перед рассветом». В интервью порталу «Вверх» они также рассказали, к чему стоит готовиться родителям ребенка, которого отдали обучаться на скрипке, почему классическая музыка никогда не выйдет из моды и что для исполнителя является самым главным.

Мировая премьера в Казани

Маэстро Рустем Абязов пояснил, что нынешний концерт можно считать неофициальным, предварительным открытием Международного фестиваля L'arte del arco («Искусство смычка»).

Основная программа музыкального форума пройдет с 13 по 17 марта в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. Фестиваль объединит шесть концертов, музыкальные премьеры и бесплатные мастер-классы для воспитанников учебных музыкальных заведений Казани.

«Фестиваль знакомит жителей Татарстана с выдающимися исполнителями в области струнно-смычкового искусства, - отметил Рустем Абязов. – Каждый год к нам приезжают солисты со всего мира. И этот год не станет исключением». Маэстро анонсировал, что участниками 7-го фестиваля L'arte del arco станут живущий в США сербский скрипач Стефан Миленкович, польская скрипачка греческого происхождения Ирмина Тринкос, «демон виолончели» из Франции Марк Дробинский, словацкий скрипач Далибор Карвай и российский музыкант Даниил Гришин.

Таким образом, нынешний фестиваль начался на месяц раньше – специальной программой из цикла «Музыкальные предпочтения маэстро» - «Дуэт интеллектуалов от скрипки».

В юбилейном сезоне художественный руководитель и главный дирижер оркестра La Primavera Рустем Абязов пригласил двух скрипачей-виртуозов: профессора Московской консерватории, заслуженного артиста РФ, лауреата международных конкурсов Александра Тростянского и концертмейстера оркестра Большого театра России, руководителя Камерного оркестра Большого театра, участника Московского трио им.Рахманинова, преподавателя Московской консерватории, лауреата международных конкурсов  Михаила Цинмана.

В программу помимо сочинений Баха, Шуберта, Гайдна, де Фальи, вошла мировая премьера произведения Сухих «Перед рассветом» - для двух скрипок и струнного оркестра.

«Никита Сухих - молодой российский композитор, но его сочинения исполняют коллективы Европы, США. Большой удачей стало то, что именно мы осуществляем мировую премьеру его нового сочинения», - подчеркнул маэстро.

По словам Рустема Абязова, и Тростянского, и Цинмана, он ценит не только как выдающихся скрипачей, но и как людей, оказавших влияние на его музыкальное развитие. «С Александром мы в какой-то мере одноклассники – мы учились у одного профессора Московской консерватории Ирины Бочковой. А с Михаилом мы однокурсники, и не только учились в одном месте, но и играли в одном квартете».

«Публике бывает непросто выбраться на концерт, оторвать пятую точку»

Приглашенные скрипачи – Александр Тростянский и Михаил Цинман – для пущего ансамбля даже разместились в одной гримерке. Последний предпочитает особо не употреблять пищу в день концерта для сохранения ясности ума, а перед выступлением есть шоколад и бананы.

В дуэте музыканты играют впервые, и даже не были лично знакомы до приглашения маэстро Абязова выступить вместе.

«В конце прошлого года Рустем Абязов сказал, что хочет меня «скрестить» со своим другом, Михаилом Цинманом. Так что инициатива исходила от маэстро. Цинман оказался прекраснейшим, интеллигентнейшим, приятным во всех отношениях человеком. Я очень рад знакомству», - рассказал Александр Тростянский. С оркестром же La Primavera оба скрипача выступали уже неоднократно.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«La Primavera – прекрасный камерный оркестр. Я с большим удовольствием всегда приезжаю в Казань. В нашем деле профессионализм имеет значение. Но не менее важно отношение людей к делу. В таком сообществе, как струнный оркестр, гораздо важнее, слушают тебя или нет, нежели как каждый музыкант играет по отдельности. Иной раз каждый в отдельности может не быть супервиртуозом, но вместе они образуют коллектив гораздо более высокого уровня, с которым гораздо приятнее играть.

И вообще Казань воспринимается из Москвы как третья столица. Я всегда с большим уважением относился к казанским музыкантам, здесь прекрасная виолончельная, скрипичная, фортепианная школы, - признался Александр Тростянский.

– Я всегда с большой ответственностью отношусь к выступлениям, и не только в Москве. Я понимаю, как непросто бывает людям выбраться на концерт, оторвать пятую точку, и это надо очень ценить».

В свою очередь Михаил Цинман называет La Primavera замечательным коллективом с комфортной обстановкой внутри. «Каждому городу можно только пожелать иметь такой оркестр», - считает он.

Именно Цинман предложил включить в программу концерта мировую премьеру нового произведения Сухих. «Никита Сухих – скрипач, он работает в оркестре Большого театра так же, как и я. Несколько лет назад я даже не знал, что он сочиняет музыку. Он очень талантливый человек, настоящий серьезный музыкант. Мне хотелось его поддержать. Хотя его много играют и думаю, что его карьера должна развиваться очень успешно. Мне кажется, Сухих пишет очень человечную музыку – она идет не только от головы, но и от сердца», - убежден он.

На скрипке самый трудный год – первый

И Александр Тростянский, и Дмитрий Цинман начали играть на скрипке, по современным меркам, довольно поздно, - в возрасте почти восьми лет. «Родители не пихали меня, не пытались сделать вундеркиндом, за что я им очень благодарен», - признался Александр Тростянский.

Он также рассказал, к чему нужно готовиться родителям ребенка, которого отдают на скрипку. Во-первых, им придется в определенной степени освоить скрипку вместе со своим чадом.

«На скрипке самый трудный - первый год. Принято говорить: первый год – до первого звука. В этот период звук совершенно ужасный, раздаются скрипы, что тяжело и морально, и физически ушам тяжело. В это время ребенок все время должен быть под надзором, чтобы он не научился неправильному.

Родителям желательно присутствовать на уроках, записывать их на видео. Начинать обязательно нужно у хорошего педагога.

И потом дома заниматься понемножечку с ребенком, - много не надо, главное - делать это правильно», - убежден музыкант.

По его мнению, занятия с малышами – это отдельная специальность, больше из области психологии, чтобы уговорить ребенка позаниматься на инструменте. «У меня на это пока что нервных сил не хватает. Я консультирую людей, которые точно знают, что хотят играть на скрипке, и я им готов в этом помочь», - говорит Тростянский. Он проводит мастер-классы во Франции, Великобритании, Италии, Сингапуре, Южной Корее, других странах и в городах России.

При этом скрипач убежден, что в условиях глобализации границы стираются и исполнительские школы различных стран практически не отличаются. «Все всех слушают и уже невозможно выделить какую-то национальную школу. Скрипичную я бы точно не стал выделять. Существуют различные стили педагогов: один так учит, другой - сяк», - считает он.

У Михаила Цинмана четверо детей, причем трое из них стали музыкантами – скрипачами и пианистами. «Когда ребенок сидит с двух лет и с упоением играет на палочках, ну куда деваться?» - шутит он.

Близкие отношения сложного характера

Александр Тростянский убежден, что, играя произведение, необходимо донести до публики какой-то образ. «Самое главное для исполнителя – нести какой-то message (с англ. – сообщение). Плюс важно, как это сделать, то есть технология, методология донесения этого образа. Техника без наполнения художественным смыслом не имеет особого смысла, хотя, к сожалению, сейчас таких исполнителей довольно много, - посетовал он. – Вместе с тем, бывают случаи, когда человек полон образами, но не знает, как руками нужно двигать, чтобы их передать. Необходимо соблюсти баланс между духовным и материальным».

В настоящее время музыкант придерживается достаточно редкой техники – играет на скрипке без моста.

«Это новое веяние. Такое большое упрямство с моей стороны. Плюс ощущения другого, более близкого контакта с инструментом, ради которого я довольно долго страдал, пытаясь поменять технику. Роль мостика теперь вынуждена выполнять левая рука, которая поддерживает скрипку, - пояснил он. – Я уже почти победил. Сейчас гораздо легче. Инструмент без моста звучит иначе – особенно под ухом, но и в зале тоже. Скрипка звучит богаче, с большим разнообразием красок. Плюс мне было очень любопытно научиться этой технике. Раньше все виртуозы, включая Ойстраха, Когана, тоже не использовали мостик. Но никого из учеников я не заставляю следовать своей технике. Не в этом счастье – играть с мостом или без. Это просто мой личный выбор».

Если почти 15 лет Александр Тростянский играл на скрипке современного мастера, то сейчас отдал предпочтение инструменту XVIII века. «Я пробую договориться со старушкой, - шутит музыкант. – Для меня скрипка все-таки женского пола. Когда с инструментом ты проводишь гораздо больше времени, чем с женой, то складываются близкие отношения сложного характера».

Инструмент Михаила Цинмана также датирован XVIII веком и принадлежит Госколлекции. «Старые инструменты часто бывают капризными. И моя скрипка как любой пожилой человек реагирует на погоду, мое настроение. По своим внутренним качествам это замечательная скрипка. В инструмент, как любое произведение искусства, его создателем вложена некая жизнь. Это некая аккумуляторная батарея, которая аккумулирует и щедро раздает энергию», - считает он.

«То, что классическая музыка устаревшее явление, - абсолютная ерунда»

По признанию Александра Тростянского, он старается играть произведения так, чтобы это было интересно публике.

«То, что классическая музыка – устаревшее, не модное явление, - абсолютная ерунда, - убежден он. – Просто формы, в которые обличены вечные образы, людей несколько пугают. Что надо прийти в концертный зал, сидеть не шуметь полтора часа, нет барабанов, нельзя прыгать и то, во что завернуты эти образы, которые актуальны всегда, некоторых несколько отторгает. Из-за таких условностей классическая музыка может считаться устаревшем явлением.

Во-многом это зависит от того, как настроить публику, преподнести. Это дело идеологическое, должно быть соответствующее воспитание в семье.

В советское время классическая музыка была более популярна, эти идеи пропагандировались, все ходили на концерты, и это было доступно пониманию для широких слоев населения».

Александр Тростянский убежден, что классические музыканты занимаются не каким-то устаревшим или суперэлитарным делом. Он также не согласен с наблюдением, что публика, приходящая на концерты классической музыки, стремительно стареет. «Да, был такой тяжелый период в 90-е годы, когда публики было меньше, и на концерты приходили бабушки, старая интеллигенция. Сейчас я этого не вижу. Публика ходит достаточно молодая.

Сходить в девушкой на концерт, выйти в свет – по-моему, стало снова популярным, - считает он. – Но, конечно, хочется, чтобы наша культура состояла не только из 4-5 имен, которые все время крутятся по телевизору, а чуть-чуть расширялась». К попыткам популяризировать классическую музыку и заигрывать с публикой скрипач относится настороженно.

По его убеждению, все зависит от формы и качества подачи.

Среди хороших примеров – дуэт Фредди Меркьюри с Монтсеррат Кабалье, сотрудничество группы Pink Floyd с симфоническим оркестром.

«Важно, чтобы это выглядело как равноправие, обогащение жанров, а не подстраивание одно под другого», - убежден он.

При этом иногда, не надевая банданы и не вынося барабаны на сцену, классические музыканты превращают классический концерт с более дешевое событие, и это всегда выглядит обидным – за счет «лайт» репертуара, сетует собеседник. «Публика должна уходить с концерта не просто взбодрившаяся и с галочкой, что сходила на статусный концерт», - считает он.

«Классическая музыка в эти формы аккумулировала какую-то живую жизнь, продолжает там жить и вступает в диалог с людьми, которые проживают жизнь не как декорацию, а по существу. Ей не грозит устареть. Устареть грозит нам, если мы будем жить только внешними вещами», - резюмировал Цинман.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

21.09.2019 «Вверхшифтеры выходного дня»: «Прыгать с водопада – это такая интересная штука» В этом материале мы поговорим о связи водного туризма и женского гардероба, и о том, как привычка «стреляться» спасает людям жизнь.
20.09.2019 «Каждый из нас может помочь!» Всемирный день доноров костного мозга (World Marrow Donor Day) традиционно отмечают каждую третью субботу сентября в более чем 50 странах. В этом году он выпадает на 21...
20.09.2019 Валерий Власов: «Садоводы - огромная армия трудящихся, заслуживающая особого отношения» В ближайшую субботу в Казани на базе «Агропромпарка» состоится республиканский праздник День садовода. Учитывая, что в республике почти миллион татарстанцев...


Новости

21 сентября, 22:57 В Татарстане прошёл финал Кубка президента Федерации волейбола Татарстана В финал прошли 8 команд. Всего в соревнованиях приняли участие более 80 команд со всего Татарстана.

20 сентября, 12:28 Геннадий Емельянов избран сенатором от Госсовета РТ Представитель Госсовета в Совете Федерации ФС РФ был выбран в ходе тайного голосования

 

20 сентября, 11:59 Марат Ахметов, Юрий Камалтынов и Татьяна Ларионова избраны заместителями Председателя Госсовета РТ Вице-спикеры выбраны абсолютным большинством депутатов

20 сентября, 10:46 Председателем Госсовета РТ стал Фарид Мухаметшин Новый состав парламента своим руководителем выбрал Фарида Мухаметшина в ходе тайного голосования.

20 сентября, 10:01 Госсовет РТ в новом составе начал свою работу Сегодня проходит первая сессия парламента. Депутатам предстоит выбрать спикера парламента, сформировать комитеты и выбрать сенатора.

19 сентября, 15:26 Айрат Зарипов освобождён от должности главы агентства «Татмедиа» Соответствующий указ подписал сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов.  

19 сентября, 14:50 Рустам Минниханов назначил нового главу Минземимущества РТ Соответствующий указ Президент РТ подписал сегодня. Сегодня были назначены также глава Елабужского района и и.о.руководителя исполкома Ютазинского района

19 сентября, 12:54 Четыре школьницы из Татарстана за победу в федеральном проекте поедут в «Артек» Одиннадцатиклассницы награждены путёвками в «Артек» за участие в федеральном проекте «Здоровое питание – активное долголетие» и конкурсе «Лидер».

18 сентября, 20:07 Президент Татарстана встретился с экс-главой Минсельхозпрода РТ Маратом Ахметовым и его преемником Маратом Зяббаровым Рустам Минниханов надеется, что опыт Марата Ахметова поможет работе парламента в его новом составе.

18 сентября, 19:54 Министерство просвещения России не откажется от обязательного ЕГЭ по иностранному языку Ранее Национальный родительский комитет обратился в Минпросвещения с просьбой отменить ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку, который станет обязательным с 2022 года



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх