«Абязов-фест» завершился эротической рок-литургией и камерной версией Pink Floyd

Общество    17 декабря 2018, 09:29
Фото: Василий Иванов
Фото: Василий Иванов
В воскресенье вечером в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева с большим успехом завершился VI брендовый музыкальный форум казанского камерного оркестра La Primavera «Абязов-фестиваль»

Фестиваль, созданный художественным руководителем оркестра Рустемом Абязовым, проводится в Казани раз в два года и объединяет разные виды искусств. Шестой фестиваль был посвящен року, назывался «РОКовая классика» и включал четыре концерта, каждый из которых собрал аншлаг.

В завершающем фестиваль концерте маэстро Абязов решился на главный по его признанию эксперимент - La Primavera представила специально аранжированный альбом Pink Floyd – «The Dark Side of the Moon» («Темная сторона Луны») в камерной версии. Также в этот вечер публике была представлена премьера рок-литургии «Пантикапейский дневник» Олега Сакмарова.

VI «Абязов-фест». Как это было?

В афише VI «Абязов-феста», который проходил с 5 по 16 декабря, значились четыре концерта. Столь роскошный фестивальный замес был бы не возможен без серьезной финансовой поддержки администрации Казани, признал маэстро Абязов и поблагодарил партнеров феста.

Первый вечер был посвящен творчеству ВИА «Волга-Волга», отметившего в этом году свое «полное совершеннолетие» - 21 год. Концерт был примечателен еще и тем, что на сцену в составе коллектива спустя несколько лет борьбы с онкологией вышел гитарист Сергей Татарский.

Второй концерт фестиваля по признанию маэстро Абязова, стал его любимым. На этот раз на сцене ГКБЗ блистал известный рок-певец, финалист проекта «Голос 60+» Николай Арутюнов и его команда «Quorum». Для самого Арутюнова концерт в Казани стал первым опытом совместного выступления с оркестром и хором, и он не прочь продолжить столь успешное сотрудничество.

«Больше всех мне, конечно же, запомнился концерт с Арутюновым. Это мировой уровень, без дураков. Этот концерт можно показывать в любой стране, избалованной хорошими рок-группами», - признался Рустем Абязов.

Третий вечер стал бальзамом на души многочисленных битломанов и был полностью посвящен творчеству группы The Beatles. На сцене зажигали два коллектива под управлением известного гитариста Александра Лаврентьева – рок-группа With и гитарный ансамбль Guitarra Magia. Также был представлен Beatles Concerto Grosso в четырех частях композитора Питера Брейнера.

Завершал программу «Абязов-фестиваля» концерт, включивший в себя исполнение рок-литургии «Пантикапейский дневник» известного мультиинструменталиста, уроженца Казани Олега Сакмарова, а также любимого альбома группы Pink Floyd  маэстро Абязова - The Dark Side of the Moon в аранжировке Ильяса Камала. Солировала «татарская Лара Фабиан» - Алина Шарипжанова.

По мнению маэстро Абязова, все задуманные в рамках фестиваля музыкальные эксперименты были успешно реализованы. «Фестиваль удался. Все концерты прошли при полных залах и с неизменным успехом. Я думаю, что все сбылось!», - подчеркнул он, однако задумки и выбранный жанр для следующего «Абязов-феста» раскрывать не стал. Понятно лишь, что VII фестиваль точно будет не роковым. «Одно направление – это будет скучно. Столько музыки в мире, что если одному направлению уделять столько внимания, то на все остальное не хватит. Так что скорее всего, рока уже не будет», - отметил дирижер.

Премьера рок-литургия от «легенды русского рока»

Открывало завершающий концерт фестиваля исполнение рок-литургии Олега Сакмарова «Пантикапейский дневник». Кроме уроженца Казани, которого связывает с маэстро Абязовым совместная учеба и более чем 50-летняя дружба, и камерного оркестра La Primavera, в исполнении были задействованы музыканты из команды Сакмарова и казанского хора «Гармония». Мировая премьера рок-литургии состоялась в Казани в 2016 году и была представлена совместно с La Primavera.

Однако и нынешнее исполнение солист ведущих рок-групп, музыковед, журналист Олег Сакмаров назвал своеобразной премьерой. Во-первых, за несколько лет с момента мировой премьеры «Пантикапейский дневник» был значительно переработан – сочинение стало значительно более масштабным.

И, кроме того, впервые было представлено его исполнение совместно с хором.

В роли главного героя рок-поэмы выступил ведущий актер театра у Никитских ворот Антон Бельский, на дудуке сыграл Виталий Погосян из Санкт-Петербурга, на гитаре - победитель всероссийского конкурса «Многоликая гитара» Михаил Фомичев (Москва). Вокальные партии исполнили звезда телешоу «Удивительные люди» Борис Голик (Москва).

Сам же Сакмаров, сотрудничавший с группами «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «КарТуш» и многими другими, в очередной раз подтвердил звание мультиинструменталиста, сыграв на флейте, саксофоне и клавишных.

«До этого два года назад мы исполняли рок-литургию лишь однажды, и очень хотелось повторить, - признался маэстро Абязов. – К тому же, «Пантикапейский дневник» как нельзя лучше соответствует концепции фестиваля: взаимодействие рока и классики. Рок-музыкант сочинил произведение, которое где-то классично звучит, где-то более роково. Это произведение как раз напрямую и демонстрирует, как работает взаимопроникновение жанров».

«Автор «Пантикапейского дневника» - мой одноклассник (по музыкальной спецшколе при Казанской консерватории – прим. ред.), дружба с которым длится уже 52 года. Для меня он просто Олежек, но в музыкальных кругах его статус достиг звания «легенда русского рока», - подчеркнул маэстро Абязов. Кроме музыки и стихов авторства Олега Сакмарова, в рок-литургии использована поэма «Орфей и Эвридика - 2000 лет спустя» супруги композитора Киры Сакмаровой.

Эротическая космогония

В интервью порталу «Вверх» Олег Сакмаров назвал свою рок-литургию «Пантикапейский дневник» эротической космогонией.

И, действительно, неоднократно на протяжении действа упоминается, что горизонт - место соития моря и неба, а восход - плод любви моря и неба.

«Инициатива исполнения рок-литургии в Казани во второй раз исходила от Рустем Абязова, - рассказал автор. – Он проводит великолепный «Абязов-фестиваль», по жанру очень подходящий для исполнения «Пантикапейского дневника», где происходит сочетание электронной, рок, классической музыки, авангарда. Это достаточно сложное и интересное произведение – давно забытый жанр мелодекламации, декламация стихов под музыку.

Он восходит к греческой античной трагедии. По стилистике это такое постмодернистское произведение. У нас в литургии намешано много смыслов и стилей».

Сюжет рок-литургии в стихах разворачивается в голове лирического героя Сакмарова. Поэт сидит на берегу моря и наблюдает восход солнца, фантазирует, что восход – это плод любви неба и моря, в результате которого рождается солнце. Грандиозная картина восхода навеяла ему психоделические грезы, произошло расширение сознания. Поэт пожелал овладеть этой голубой волной, хочет слиться с ней в космическом и даже эротическом смыслах. Природные виды возникают перед ним как яркие эротические фантазии. Постепенно мысли героя переходят на думы о высшем существе, которое все это создало.

Окончание поэмы достаточно реалистичное и трагическое: оказывается, что место действия – больница для умалишенных, а сам поэт – ее пациент.

По суди, эта литургия – культовое, сакральное произведение, после исполнения которого мир должен измениться, стать лучше, а все слушатели - стать ближе к Богу. Такое название произведение получило потому, что было сочинено на территории Босфорского царства (столицей которого был город Пантикапей), нынешней Керчи.

Отвечая на вопрос, не слишком ли сложно публике воспринимать такое смешение жанров, как в рок-литургии, Олег Сакмаров отметил: «Думаю, мы все недооцениваем публику. Она ко всему готова. Просто надо сделать все хорошо и убедительно. Публике не нужна только жвачка – классическая и поп. Люди же думают о вечном, о Боге, любви, смерти. Когда со сцены с людьми об этом беседуют, им это интересно, - убежден он. – Искусство не должно быть тупым развлечением. А, прежде всего, воззванием к высшему разуму».

Казань стала слишком мейнстримовой

Как оказалось, именно Олег Сакмаров познакомил героя второго концерта фестиваля Николая Арутюнова с маэстро Абязовым.

«Говорят, получился великолепный концерт. И вообще, все концерты этого фестиваля были просто потрясающими. Интерес прессы, публики, аншлаги, битком забитые залы – думаю, все это не случайно, - подчеркнул мультиинструменталист. - Рустем Абязов придумал удивительную форму: сочетание разных направлений музыки и доказал, что музыка едина во всех своих проявлениях – и классическом, и рок-н-ролльном, и электронном.

Я горжусь нашей дружбой. Думаю, аналогов такому фестивалю в мире больше нет».

Олег Сакмаров также рассказал, как себя ощущает в современной Казани. «Думаю, в Казани все есть. И даже с избытком. Казань стала великолепной. Но где-то утерялась щемящая тонкость интеллигентности, авангарда, андеграунда, город стал слишком мейнстримовым. Может, это и хорошо и этот этап надо пройти. Все очень красиво, нарядно, сытно. А того, что было в 70-е годы – взлета неформальных творческих групп, загадочных вещей, сейчас мне в Казани этого не хватает. Я хочу, чтобы Казань стала еще лучше и универсальнее», - отметил музыкант.

Главный эксперимент фестиваля

В рок-литургии Сакмарова упоминается и группа Pink Floyd, что стало неким мостиком между отделениями концерта. В завершающей части вечера публика услышала главный, по признанию маэстро Абязова, эксперимент нынешнего фестиваля – любимый альбом композитора из творчества Pink Floyd – «The Dark Side of the Moon».

«Сейчас трудно удивить кого-то тем, что симфонический оркестр исполняет рок-музыку. Но это делается, как правило, с привлечением ритм-секции, использованием электро- и бас-гитар. Если учесть мощь самого симфонического оркестра, где есть медь, деревянные, ударные, большое количество струнных, то это становится вполне сопоставимым с возможностями рок-групп даже в вопросе децибелов», - убежден Рустем Абязов.

Озадачившись вопросом, выдержит ли рок-музыка испытание отсутствием громогласия, привычных музыкальных инструментов, других компонентов, а также лишив ее привычной рок-обертки, оркестр Абязова представил публике камерную версию исполнения произведений Pink Floyd. Судя по реакции публики, этот эксперимент, как и все задумки фестиваля, удались. Фестиваль завершился двумя бисами – в исполнении Алины Шарипжановой и оркестра La Primavera.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

22.03.2019 «Вверхшифтеры выходного дня»: Желание поверхоездить В прошлую субботу в жизни моей и моих детей примерно на час появились три очаровательных существа – Зорька, Шоколадка и Зазноба
21.03.2019 Марина Григорьева: «Самая уставшая мама – это мама одного ребенка. Мама трех детей успевает все» 20 марта гостем пресс-клуба портала «Вверх» стала многодетная мама, член региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Забота» Марина...
21.03.2019 На следующей неделе дольщики проблемного дома «Свея» по ул.Четаева увидят свои квартиры В Казани в четвертом доме «Свея» по ул.Четаева полностью завершены строительные работы, и уже со следующей недели дольщики смогут побывать на объекте и увидеть...


Новости

22 марта, 09:46 В казанском зоопарке от зимнего сна пробудились бурый медведь Фомка и еноты-полоскуны В казанском зооботаническом саду от зимнего сна пробудились хищные обитатели – 16-летний бурый медведь по кличке Фомка и 2 енота-полоскуна

21 марта, 17:13 Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об «ипотечных каникулах» Депутат Госдумы РФ Ольга Павлова отметила, что законопроект предлагает четкую схему решения проблемы временной неплатежеспособности граждан и снимает...

 

21 марта, 14:19 Ревенко: Законопроект о «22-й кнопке» позволит поддержать местные телеканалы Включение в обязательный цифровой пакет муниципальных телеканалов, который распространяют операторы кабельных сетей, расширит информационное пространство для...

21 марта, 10:43 В честь Международного дня счастья в Казани провели публичную дискуссию Накануне на площадке казанского IT-парка прошла публичная дискуссия на тему «Казань – город счастливых людей», приуроченная к Международному дню счастья

20 марта, 15:49 «Единая Россия» поддерживает законопроект Минтранса о невозможности высаживать детей из общественного транспорта Эксперты партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги» поддерживают законопроект Минтранса, внесенный на рассмотрение в Правительство РФ, согласно которому...

18 марта, 13:48 На реализацию нацпроектов Татарстан получил из федерального бюджета пока менее миллиарда рублей Фарид Мухаметшин призвал активнее работать с федеральным центром

14 марта, 12:53 Фариду Мухаметшину предложили стать наставником в проекте «Единой России» «ПолитСтартап» В четверг, 14 марта кадровый проект «Единой России» «ПолитСтартап» презентовали секретарю Татарстанского отделения Партии, председателю Госсовета РТ Фариду...

14 марта, 12:40 Переход на цифру: в Казани стартовали курсы для 400 волонтеров В среду, 13 марта в одном из павильонов выставочного центра «Казанская ярмарка» стартовали курсы для волонтеров, которые будут помогать казанцам перейти на...

14 марта, 12:39 В Казани строительство двух проблемных домов «Фона» могут возобновить за счет федеральных средств Jба дома уже несколько лет находятся на этапе свай

13 марта, 12:43 Баталина: Законопроект о повышении пенсий малообеспеченным пенсионерам поддержали все регионы Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект о доплатах малообеспеченным пенсионерам сверх прожиточного...



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх