«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»

Общество    03 декабря 2018, 10:11
«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»
Директор казанского лицея №78 убеждена, что в этой школе созданы лучшие в Казани условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Более 10 процентов из общего числа детей, обучающихся в казанском лицее №78 «Фарватер» - ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Директор школы Альфия Урманчеева убеждена, что инклюзивное образование двигает наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков, а также более толерантным. И советует новичкам, приходящим в школу, придерживаться трех основных правил: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока тебя об этом не попросят.

В интервью порталу «Вверх» она рассказывает об особенностях обучения в 78-й школе.

 

Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. На базе школы №78 Приволжского района Казани был создан ресурсный Центр инклюзивного образования. Педагогический коллектив имеет достаточный опыт работы и проводит мастер-классы для других школ районов города и республики.

Из 1260 детей, обучающихся в школе, 140 ребят имеют инвалидность: 121 ребенок - проблемы опорно-двигательного аппарата, остальные ребята – различные заболевания.

Многие из них учатся в обычных классах лицея, при этом, становятся победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов. Недавно девятиклассник Артур Фикляев выиграл серебряную медаль IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Москве.

- Как обстоит ситуация с инклюзивным образованием за рубежом?

- Для них привычная вещь, что особенные и обычные дети учатся вместе. Там априори образовательный процесс выстроен таким образом, что дети не разделяются в классах. Они учатся вместе, потому что иначе быть не может. Изначально методики, технологии преподавания, обустройство самих школ предусматривает совместное образование.

На Западе созданы условия для обучения всех категорий детей. Методики, кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение там выстроены таким образом, чтобы любому ребенку, вне зависимости от каких-то нозологий, особенностей, были созданы соответствующие условия, при которых он беспрепятственно может осваивать программу вместе со всеми детьми.

- У вас в школе тоже обучение происходит в смешанных классах?

- У нас дети обучаются как в специальных, отдельных классах, так и в общих – причем, последних становится все больше и больше. Это не интегрированное, а инклюзивное образование. На мой взгляд, это самое прогрессивное образование на сегодняшний день: оно ведет наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков и толерантным к тому, чтобы видеть всех людей вместе, одинаковыми. Мы не говорим о том, что если у человека ограниченные возможности здоровья, то он мало что может. На самом деле, он может вершить великие дела.

Дети с ограниченными возможностями, по крайней мере, в условиях нашей школы, часто показывают более высокие результаты в обучении, чем обычные дети.

- Дети с каким заболеваниями приходят к вам учиться?

- В лицее 78 имеются минимальные архитектурные сооружения, которые создают доступную среду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это наличие лифта, прежде всего, на три этажа здания. Это наличие пандусов, поручней по периметру всей школы. Это специально оборудованные дверные проемы, беспороговые пространства – конечно, там, где это возможно было сделать в условиях старой постройки. Плюс у нас есть специально отведенная рекреация, инфраструктура, чтобы можно было работать с особенными детьми.

Несмотря на то, что лицей обустроен в основном для совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы принимаем ребят, которые живут в микрорайоне и имеют другие нарушения – у нас учатся слабовидящие, слабослышащие дети, дети-аутисты. Но их не так много. А вот детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – самое большое количество - 121 ребенок. 

Они составляют 12 процентов от общего количества учеников – всего у нас в гимназии учатся 1260 детей. В том числе, 140 детей с инвалидностью.

Эти дети приезжают со всей Казани, есть даже ребята из Лаишевского района. Я считаю, что у нас созданы лучшие в Казани условия для детей в с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У нас есть пять автобусов, на которых мы привозим детей со всей Казани.

Наши водители выезжает в 5 утра, чтобы к 8 часам все дети были в школе. Ребята готовы каждый день приезжать, рады, что учатся у нас.

Каждый день собираются, сами надевают галстуки. У них есть ответственность, что они обязательно должны приехать в школу.

- Бытует мнение, что дети достаточно жестокие создания. Как они реагируют на то, что учатся вместе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья?

- Дети в нашей школе, поскольку мы уже более 10 лет работаем в этом режиме, привыкли. Для них совершенно нормально, что все учатся вместе. Для них просто нет разницы, они не разглядывают особенных детей. При приеме новых учеников и учителей в школу, мы отдельно проговариваем три принципа: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока не попросят. Когда все следуют этим трем принципам, взаимоотношения строятся на равных.

Для нас особенно важно, чтобы взаимоотношения между детьми были на равных. Да, они могут поссориться, каким-то образом поспорить, но не на тему: я такой, а ты другой, а потому что-то кто-то взял не ту ноту в общем хоре или неправильно решает общую, поставленную перед группой учеников, задачу.

Мы пропагандируем отношения на равных без лишней жалости. Тогда это не оскорбляет, и особенные дети чувствуют себя равноправными членами нашего общества.

- Вас можно поздравить с медалью недавно завершившегося в Москве Национального чемпионата «Абилимпикс»?

- Да, 9-классник нашего Лицея Артур Фикляев занял второе место в компетенции «ресторанный сервис». Учитель технологии Кузмичева Кавсарья Гилиахматовна взялась за дело, сама изучила тонкости участия в подобном конкурсе, ежедневно тренировала, возила его в колледж на тренировочные занятия. Учитель радовался не только тому, что его ученик постиг ресторанное дело, но тому, что тот не уронил ни один прибор, смог не упасть при выполнении заданий, потому что мальчик с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эта медаль окрылила его и нас на новые свершения.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

22.04.2019 Релакс комната для детей и психолог для педагога Учителя, родители, ученики и директора составили свои списки того, что нужно сделать, чтобы не подорвать здоровье в школе
19.04.2019 Красная кость В массовом сознании, донор – это человек, сдающий кровь. Однако бывают ситуации, когда для спасения ближнего, нужна пересадка какого-нибудь другого жизненно...
17.04.2019 Notre-Dame de Paris В школьные годы особо старательные ученики переводили это словосочетание как «Наша дама из Парижа», вызывая жёсткие санкции со стороны нашей учительницы по...


Новости

22 апреля, 17:35 Депутаты «Единой России» предложили благоустроить дворы Татарстана Предложение прозвучало на 47-м заседании Государственного Совета Татарстана

22 апреля, 13:38 Турчак подвел итоги первого экологического форума «Единой России» «Чистая страна» Секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак подвел итоги Всероссийского экологического форума «Единой России» «Чистая страна»

 

22 апреля, 12:03 По итогам субботника с территорий Казани вывезли 20 тыс. кубометров мусора 20 тыс. кубометров мусора, в 1,5 раза больше, чем в обычные дни, вывезли на полигоны захоронения отходов по итогам общегородского субботника, который прошел в Казани...

22 апреля, 12:02 С 27 апреля в Казани открывается движение шести сезонных садоводческих маршрутов Об этом сегодня на деловом понедельнике сообщил зампредседателя Комитета по транспорту Марат Хисамутдинов

19 апреля, 13:15 Ильсур Метшин о школьном питании: «Даже с единичным случаем нарушений мы мириться не будем!» Он поручил сформировать группу из сотрудников Исполнительного комитета и депутатского корпуса

19 апреля, 12:29 В Казани планируют построить Центр детской онкологии при ДРКБ Новое восьмиэтажное здание будет рассчитано на 100 койко-мест пишет «Татар-информ»

18 апреля, 17:07 «Единая Россия» предложила Правительству усовершенствовать систему целевого набора в вузы Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал предложения фракции «Единой России» в Государственной Думе, озвученные ее руководителем, вице-спикером Сергеем...

17 апреля, 11:57 Андрей Кондратьев примет участие в предварительном голосовании Решение о регистрации кандидата будет принято на ближайшем заседании оргкомитета по проведению предварительного голосования в республике

16 апреля, 15:58 Паллиативную помощь сделают доступной для всех Нуждающиеся в паллиативной помощи смогут ее получить в любом субъекте России вне зависимости от места регистрации

16 апреля, 11:09 В Казани пройдет донорская акция «Праздник жизни» В Казани в преддверии Национального дня донора пройдет акция «Праздник жизни»



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх