Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Догнать заходящее солнце

Общество    12 октября 2018, 09:31
Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Догнать заходящее солнце
Соседка по дому, девочка четырнадцати лет, посмотрев видео того, как я летаю на этом аппарате, не удержалась от вопроса: «Вам не страшно на таком хрупеньком велике с крылышками летать?»

В воздух за «копейку»

«Великом с крылышками» девочка обозвала дельталет или иначе моторный летательный аппарат с гибким треугольным крылом и балансирным управлением. Частный аэродром, на котором базируются казанские дельталетчики, находится в Высокогорском районе.

В отличие от разного рода планов, летающих исключительно за счет поднятия воздушных масс, то есть в теплое время года, дельталеты летают круглый год, кроме дождливого межсезонья.

Зимой взамен шасси аппараты оборудуются лыжами.

Нынешняя осень пока радует теплыми денечками со слабым ветром. Идеально для полетов. На аэродроме яблоку негде упасть от желающих полетать, причем не только на дельталете, но и на двухместном самолете. По случаю выходного приехало много семейных пар с детьми.

В роли пилотов братья Олег и Тимур Шайхутдиновы. Олег – бывший военный летчик, выпускник Качинского высшего военного авиационного училища. В 2001 году, вскоре после выхода на гражданку, он договорился с тестем и обменял его ВАЗ-2101 в идеальном состоянии на старенький дельталет. В 2005-м, обученный братом, в воздух самостоятельно поднялся Тимур Шайхутдинов.

На аэродроме нет случайных людей, все друзья-знакомые, записываются заранее, приезжают и, в обмен на возможность подняться в воздух, помогают кто чем может. Например, бензином. Его за час полета один только самолет сжигает 30 литров. Действующих пилотов в здешней тусовке шесть человек, еще трое на обучении. Научиться летать и получить на это соответствующую корочку – это два самостоятельных достижения.

Оформление сертификата летной годности стоит порядка одного миллиона рублей! Сам аппарат можно купить за 100-150 тысяч рублей, но это слабый движок и устаревшая конструкция. Ценник на хорошую модель начинается от 350-400 тысяч.

Все в твоих руках

На аэродроме в Высокогорском районе три дельталета. Все заводской сборки, без «колхоза», то есть самодельщины.

«Самая большая безопасность и одновременно опасность, – считает Тимур, – исходит от пилота, от его действий и расчетов. Ну и, конечно, перед полетным днем мы проводим полное техническое обслуживание аппарата. Осматриваем всю конструкцию, прогоняем на земле двигатель, смотрим, как он тянет, совершаем на небольшой высоте облетные круги».

Потолок высоты для дельталета зависит от конкретной местности. Аэродром в Выосокогорском районе расположен недалеко от Казани, поэтому здесь запрещено подниматься выше 300 метров. Вдали от больших городов Олег Шайхутдинов поднимался на 4 тысячи метров.

На этой отметке уже чувствуется нехватка кислорода и очень холодно (с каждой тысячей метров температура падает на 6 градусов). При полностью залитом баке (20 литров) на дельталете можно без пересадки долететь до Уфы. Это если попутный или хотя бы боковой ветер.

Сходство дельталета, на котором мне предстоит лететь, с «великом» объясняется тем обстоятельством, что Шайхутдиновы сняли с заводской конструкции пластиковый обтекатель.

Тимур объясняет: «Отсутствие обтекателя дает полный эффект присутствия. Человек садится, пристегивается, и начинаются десять минут единения с воздухом. Когда я только начинал, для меня каждый вылет был как запуск шатла в космос. Сейчас, конечно, это кажется средним, нормальным, не рутинным ни в коей мере, но спокойным событием».

– У тебя были внештатные ситуации в небе?

– Не то чтобы внештатные… У меня был перелет из окрестностей Казани до населенного пункта на юго-западе Чувашии, забыл название. Мы летели достаточно долго и, к сожалению, открылось солнце. То есть облака разошлись, и стало жарко. Жарко – это восходящие потоки. Они как огромные пузыри. Эти пузыри стали бить по крылу. То есть ты летишь и такое ощущение, что огромный великан берет тебя и передвигает – влево-вправо, влево-вправо... Это достаточно неприятно, но опытный пилот с этим совладает. И в один момент я чувствую, что у меня просто руки очень устали. В самолете это не так чувствуется, потому что рули управления все на одной ручке, там двигаешь только кистью и это все легко. На дельталете, чем он и прекрасен, ты управляешь трапецией, крыло все в твоей власти. Это ни с чем не сравнить и ничем не заменить.

Короче, я принял решение подсесть на свободное поле. Там комбайнер был. Мы познакомились, комбайнер напоил меня водой. Я отдохнул и через полчаса взлетел.

Многие пилоты считают: «Фу, лучше не подсаживаться, дотерпеть-долететь». Нет, я считаю лучше перестраховаться и подсесть отдохнуть.

Экипаж, взлетаем

Моя очередь летать. На пилотское место садится Тимур. Он только накануне снял на ноге гипс (заработал в любительском хоккее) и шутит по этому поводу – дескать, хромой пилот это дополнительный экстрим. Меня же больше волнуют два ремня, которыми меня прикрепили к креслу. Жидковато как-то держат… Для защиты от ветра и шума надеваем авиационные шлемы. Тимур запускает движок и мы, нет, не взлетаем. Сначала проезжаем метров четыреста до начала взлетной полосы и уже потом, развернувшись, под нарастающий стрекот мотора отрываемся от земли. Прямо навстречу заходящему солнцу.

В моменты резкого набора высоты захватывает дух и появляется огромное желание схватиться для надежности за трапецию, с помощью которой пилот управляем крылом. Это категорически запрещено, и я держусь свободной левой рукой за ремни. Правая рука, понятное дело, сжимает селфи-палку. В голове на мгновение появляется мысль: «А что если я ненароком выстегнусь?!» Но только на мгновение – земля внизу наподобие шахматной доски и солнце, до которого кажется совсем близко, не оставляют места для негативных эмоций. Меня переполняет ощущение дикой свободы.

Внезапно шум мотора стихает. «А теперь на одном крыле идем», - говорит Тимур, и наш экипаж заходит на посадку. Легкий толчок и мы снова катимся по земле. На земле, кстати, уже почти темно. А там наверху нам светило в глаза оранжевое солнце. Все-таки классная это вещь, дельталет! Будут время и финансы обязательно повторю осеннее приключение в небе зимой.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

22.10.2018 «Не бороться, а возглавлять»: родителям Казани дали советы, как уберечь детей от угроз интернета Специалист лаборатории Касперского назвал основные угрозы для безопасности детей в интернете и дал советы, как действовать родителям и педагогам
18.10.2018 VI Международный «Абязов-фестиваль» пройдет с 5 по 16 декабря Темой фестиваля этого года стал синтез классики и рока
17.10.2018 Рустам Минниханов выразил соболезнование Главе Республики Крым Сергею Аксенову в связи с трагическими событиями в Керченском политехническом колледже Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов направил телеграмму со словами соболезнования Главе Республики Крым Сергею Аксенову в связи с трагическими...


Новости

22 октября, 11:10 В Казани в нормативное состояние приведены 81% дорог За два года на каждый рубль, выделенный из федерального бюджета для выполнение дорожных работы в Казани, из бюджета Республики Татарстан было выделено 5 рублей, а...

22 октября, 11:09 Фестиваль «Вкусная Казань» посетили более 36 тысяч человек В первый день, 20 октября, гостями фестиваля стали 16 тысяч посетителей, во второй – 20 тысяч

 

22 октября, 11:06 Законопроект «Единой России» об отказе от пенсионных преференций для депутатов и сенаторов принят в первом чтении Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому депутаты и сенаторы имеют право отказаться от пенсионных надбавок при выходе на...

22 октября, 10:01 Тарасова и Морозов завоевали «золото» Гран-при Skate America по фигурному катанию на коньках В субботу, 20 октября пары представили произвольную программу

19 октября, 11:15 Казанский «Ак Барс» завершил домашнюю серию игр победой над «Салаватом Юлаевым» Накануне «Ак Барс» нанес поражение уфимскому «Салават Юлаеву»

19 октября, 11:14 Баскетбольная команда «Крылья барса» вернулась в Казань с «бронзой» Всероссийского турнира В четверг, 18 октября в Казань вернулись игроки баскетбольной команды на колясках «Крылья барса», которые стали бронзовыми призерами Всероссийского турнира в...

19 октября, 10:18 Айрат Фаррахов инициировал парламентские слушания по поддержке национального кино Вопрос господдержки национальных кинопроектов поднял парламентарий от Татарстана Айрат Фаррахов, сообщает Татар-информ

18 октября, 10:41 Сорок второе заседание Государственного Совета началось с минуты молчания Перед началом рассмотрения вопросов повестки дня депутаты почтили память погибших в результате взрыва в политехническом колледже в Керчи минутой молчания

18 октября, 10:25 Жители Казани скорбят о погибших в Керчи Горожане возложили цветы к народному мемориалу на площадке у фонтана в Ленинском садике

18 октября, 08:11 В проекте федерального бюджета на следующую трехлетку предусмотрено увеличение финансирования ряда госпрограмм Финансирование ряда государственных программ увеличено по основным показателям



© 2016 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх