Татарстанский фильм «Кукморские парни» показали на Ethnografilm в Париже

Общество    19 апреля 2018, 09:41
Татарстанский фильм «Кукморские парни» в Париже
Татарстанский фильм «Кукморские парни» в Париже
Фильм татарстанского режиссера и сценариста Салавата Юзеева стал тем «окном в Европу», который позволил установить прямые контакты с организаторами и участниками уникального по профилю Международного кинофестиваля, проходящего ежегодно в столице Франции

Не исключено, что место проведения подобного рода фестиваля было продиктовано и присутствием в Париже штаб-квартиры ЮНЕСКО - организации, одной из основных целей которой является сохранение  традиций и обычаев народов мира, духовного и материального культурного наследия человечества.

В официальной программе юбилейного пятидесятого фестиваля «Этнографильм» в Париже участвовало более 100 фильмов со всего мира. 

Из России был отобран наш фильм «Кукморские парни»\ «Kukshel guys» на татарском языке, рассказывающий о традиционном обряде СЭРЭН, который проводят накануне Сабантуя жители села Кукшель Кукморского района Татарстана.

На фестиваль выехали автор сценария и режиссер Салават Юзеев, а также автор этих строк, соавтор сценария и продюсер фильма Марина Галицкая.

Зачем мы снимаем этнографические фильмы, как их воспринимает локальное сообщество, что мы хотим показать миру и что не хотим показывать? Как сельские жители восприняли фильм и что он для них значит? Как этнические культуры могут вступить в диалог друг с другом и войти в глобальный культурный контекст? - вот вопросы экспертов и зрителей Международного  фестиваля этнографического кино «Этнографилм» в Париже.

Фестиваль проходит при поддержке Международного Общества социальных наук (в который входят 1200 ученых из 45 стран) и Международного Совета по социальным наукам при ЮНЕСКО и представляет огромное разнообразие стилей, форматов и тематики фильмов - от полевых исследований социологов и визуальной антропологии до журналистских расследований и документального кино.

Необходимо  отметить, что фестиваль не носит конкурсного характера.

Парижский «Этнографилм» поддерживает живой диалог критиков, ученых и кинематографистов, которые лично представляют свои фильмы. Личное присутствие авторов - это непременное условие показа фильмов на этом фестивале.

Фильм «Кукморские парни» в графике показов был предусмотрен в один из последних дней работы фестиваля. Результатом нашей презентации стало решение организаторов  включить нас – режиссера Салавата Юзеева и меня как продюсера фильма  - в состав экспертов-отборщиков фильмов на данный фестиваль, который проходит в Париже, как уже говорилось выше, ежегодно.

Надо понимать, что участие в подобного рода событиях, контакты, общение  с коллегами других стран и наблюдение непосредственно, «вживую»,  процессов, происходящих в  мировом кинематографе,  это всегда приобретение неоценимого опыта, мощный толчок к творческому поиску, к  новым идеям.

Не могу, в связи с этим,  не выразить слова благодарности и искренней признательности  в адрес Фонда  развития культуры при Президенте Республики Татарстан - за поддержку и содействие в презентации фильма на фестивале.

Фестиваль, собравший этнографическое кино со всего мира, проходил в  легендарном кинотеатре Сине -13-театр (Сine13-theatre.com), расположенном на самой вершине Монмартра по дороге от знаменитого «Мулен руж» к не менее знаменитому и прекрасному собору Сакре-кер (авеню Junot,1).

И все-таки, несмотря на все разнообразие представленных на фестиваль работ,  о некоторых фильмах, их авторах и героях хочется сказать отдельно.

Первый, кого мы встретили на фестивале, это режиссер из Индии Хари Шах. Его фильм «Почему я?»  рассказывает о личном опыте преодоления страшного заболевания - рака горла. После операции  он остался без голосового аппарата, но путем тренировок научился разговаривать используя другие способы извлечения звука. На открытии фестиваля он декламировал Упанишады - благодаря своим новым возможностям и достижениям компьютерной техники.

Чем уникален фильм? Уровнем профессионализма - режиссер боевиков и мелодрам из Болливуда снимает глубоко  личную документальную историю о самом себе и собственном уникальном опыте преодоления болезни, ничего не приукрашивая в собственной жизни. И сам представляет свой фильм.

Это кино, которое дает надежду, но это и скрупулезное исследование, причин болезни, методов лечения, рефлексии пациентов, отчаяния и бесстрашия, сделанное по законам драмы.

Фильмы о болезни, старости и смерти в разных странах и сообществах демонстрировали серьезность и актуальность этой тематики в современном мире. Это наиболее сильные страхи, переживания и рефлексии современного человека, требующие честного и открытого исследования и обсуждения.

С иранским режиссером фильма «Где дом моей матери?» Сельмой Найби мы познакомились в последний день фестиваля. Иранское кино завораживает своей метафоричностью, глубиной проникновения в человеческие страдания и таким же мощным сопереживанием и сочувствием. Это фильм о женщинах в доме престарелых. Сельма - профессиональный режиссер, очаровательная девушка - снимает игровое и документальное кино. Она сняла 10 короткометражных фильмов. Мечтает приехать на Казанский фестиваль мусульманского кино.

С третьим режиссером - из Грузии, мы общались на русском. Мишо Антадзе, выпускник  американской киношколы, представлял свой фильм «Площадь марьячи». Это место в Лос Анжелесе, где собираются последние исполнители традиционной мексиканской музыки. Тема этнической и традиционной музыки нам особенно интересна, а яркие, самобытные характеры исполнителей мексиканского фольклора напрямую соотносятся с традициями грузинского кинематографа.

Сью Садбери представляла свой этнографический фильм «Деревенские истории», который стал результатом коммуникативного и этнографического исследования жизни современной индийской деревни и шокирующей традиции ранних браков. 30% видеоматериалов фильма снято группой деревенских женщин, которые прошли тренинги и сделали видеорепортажи о своей собственной жизни. Видеокамера дала возможность увидеть жителям деревни проблемы собственного существования и попытаться их решать. В исследовании приняли участие 11 женщин и 4 видеокамеры, а также съемочная группа из Института телевидения и коммуникаций ( Лондон).

«Последний фасон» - классический образец этнографического фильма, исследующего образцы средневекового женского костюма и образ жизни женщин, которые продолжают его носить на острове Сардиния ( Италия). Фильм режиссера и этнографа Иллари Санна.

Фильм «Стыд» - Липика Пельхам (Бангладеш) - это журналистское расследование корреспондента BBC, снятое с риском для собственной жизни на скрытую камеру. Автор  расследует насильственные преступления политического режима против коренного населения страны, меньшинства, исповедующего буддизм (во главе страны находится мусульманское правительство).

Интервью с жительницами буддистской деревни являются свидетельствами насилия и бесправия, а также чудовищных повседневных практик насилия против женщин.

Но журналистка и правозащитница Липика столкнулась в ходе своей экспедиции с еще одной проблемой - это беженцы из Мьянмы - мусульмане, которых преследует политический режим буддистов в своей стране и которые были вынуждены бежать, чтобы спасти свою жизнь. 

«Доброе утро, добрый вечер» это первый фильм французского социолога Эмили Балто. Фильм появился в результате проведения социологического исследования о влиянии городских реноваций на жителей микрорайона в пригороде Парижа. Главным визуальным образом фильма является снос трех высоток, в которых проживало все население микрорайона. Люди очень болезненно воспринимают переселение в коттеджи - новый образ жизни и проблемы коммуникации в новой, непривычной среде. 

Почему я пишу об этом и всех других фильмах, непохожих друг на друга.  Чтобы показать богатство и разнообразие тем, которые нас окружают, казалось бы, в самой обыденной жизни.

Между тем, наши кинодокументалисты даже не пытаются осмыслить и зафиксировать процессы реноваций, происходящие со стремительной быстротой в наших городах, особенно в Казани - реакции жителей города, их естественные чувства, переживания, изменения в образе жизни, традициях, в воспитании детей, в  общении с родными и близкими, с друзьями. Наша повседневная жизнь и праздники, времяпрепровождение, изменение традиционной культуры и национальной кухни.

Пристальный взгляд и вдумчивое наблюдение за этими процессами могли  бы стать отличной практикой  съемок этнографических, этнологических и антропологических фильмов не телевизионно-новостного и не юбилейного формата студентами режиссерами, журналистами, социологами и этнографами в Казани и республике.

Для справки:

Кинотеатр Сине-13-театр (Сine13-theatre.com) был перестроен Клодом Лелушем для съемок фильма «Эдит и Марсель»  - о любви великой французской певицы Эдит Пиаф и знаменитого боксера Марселя Сердана. Сегодня это кинотеатр, в котором идут как фильмы, так и театральные постановки. Директором кинотеатра является  дочь Клода Лелуша Саломея, которая оказывает помощь в организации фестиваля «Этнографильм». 

Клод Лелуш (актер, режиссер, оператор, сценарист, продюсер)  -легендарная личность. Сейчас ему 80 лет и он продолжает снимать свое независимое кино про любовь.

В 1966 он снял самую знаменитую свою картину «Мужчина и женщина» (Un Homme Et Une Femme), которая получила «Гран-при» в Каннах и две премии «Оскар». Фильм «Отверженные» по роману Гюго в 1996 получил «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм. 

А начинал знаменитый французский режиссер с маленьких любительских фильмов, которые снимал сам на 8 мм камеру. И свой первый приз в Каннах он получил в 13 лет на конкурсе дебютантов - любителей. Кстати, независимая студия имеет в названии тоже счастливое число «Фильма 13».

 

Марина Галицкая, продюсер и соавтор сценария фильма «Кукморские парни»



Вернуться назад






Новости рубрики

15.01.2019 В Татарстане зарегистрированы первые в этом году случаи гриппа Из 13 зарегистрированных случаев гриппа десять приходятся на свиной грипп
14.01.2019 Заявки на участие в волонтерской кампании WorldSkills Kazan 2019 подали 14277 человек По итогам волонтерской кампании WorldSkills Kazan 2019, которая продлилась 437 дней, подано 14277 заявок от кандидатов из 89 стран
10.01.2019 «Второй город, которого нет на карте»: первые результаты акции «Казанские некрополи» Рассматривать кладбища не только как место упокоения, а как своеобразный музей под открытым небом призывает главный редактор культурно-просветительского...


Новости

15 января, 09:43 Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» охватил 324 км татарстанских трасс С 2017 года на реализацию федерального проекта в Казанской и Набережночелнинской городских агломерациях было направлено более 6 млрд рублей, пишет ИА...

14 января, 12:09 В Казани совершить крещенское купание можно будет в 5 иорданях 19 января, в Казани в день праздника Крещения Господня будет подготовлено 5 купелей

 

14 января, 09:33 Законопроект ЕР об упрощении процедуры получения компенсации за капремонт принят во втором чтении Законопроект, упрощающий процедуру получения пенсионерами компенсации по капремонту, прошел второе чтение в Государственной Думе

14 января, 09:31 Ужесточается ответственность за фальсификацию лекарств Государственная Дума на пленарном заседании единогласно приняла в первом чтении пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ и в Уголовный...

14 января, 09:27 Госдума поддержала в первом чтении законопроект ЕР, облегчающий поиск пропавших детей Государственная Дума единогласно приняла в первом чтении приоритетный для фракции «Единая Россия» законопроект заместителя председателя нижней палаты...

09 января, 12:10 С 10 по 31 января в Казани будут работать пункты приема елок 10 января в Казани начнут работать пункты приема живых елок

09 января, 12:10 Зимний фестиваль «КышДаКар-фест» посетили порядка 20 тысяч человек Первый зимний фестиваль «КышДаКар-фест» в Казани за 9 дней посетили порядка 20 тысяч человек

06 января, 09:00 6 и 7 января в казанских храмах состоятся праздничные богослужения В навечерие Рождества Христова и в день праздника Рождества Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершит...

28 декабря, 09:27 «Единая Россия» предложила индексировать пенсии пенсионерам-опекунам Вопрос поддержки приемных родителей-пенсионеров поднял 25 декабря на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме...

27 декабря, 10:02 Казанцы смоuут присоединиться к параду Дедов Морозов, Санта-Клаусов и Кыш Бабаев 27 декабря, в Казани на улице Баумана состоится парад Дедов Морозов, Санта-Клаусов и Кыш Бабаев



© 2016 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх